НТЦ «РЕДУКТОР» на юбилейном форуме «Инфраструктура портов» в Москве

В Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ, 3-4 апреля 2025 прошел X юбилейный форум и выставка «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованные журналом «Морские порты». За 10 лет форум стал авторитетной площадкой для обсуждения стратегий и актуальных вопросов портовой отрасли.

В данном мероприятии принимал участие НТЦ «РЕДУКТОР», а генеральный директор Валерий Иванович Парубец выступил с докладом по теме реверсинжиниринга.

На форуме и выставке участвовали около 300 делегатов: представители портового бизнеса, госорганов, эксперты, аналитики, инвесторы, подрядчики, поставщики технологий и логистические компании. В дискуссионной секции было представлено более 60 докладов. На современном этапе особенно важно живое обсуждение проблем и совместный поиск решений между эксплуатантами, производителями, вузами и отраслевыми организациями.

Среди выступающих был Парубец В.И., который затронул важные вопросы импортозамещения и реверс-инжиниринга редукторов в России. Он подчеркнул, что в последние годы зарубежные редукторы массово внедрялись в порты, заменяя устаревшие отечественные аналоги. Валерий Иванович отметил необходимость развития собственных технологий и производства редукторов для повышения безопасности и независимости портовой инфраструктуры. Также он рассказал о реализованных проектах по импортозамещению и предложил создание национальной базы данных редукторов, используемых в морских терминалах, что поможет стандартизировать и оптимизировать ремонт и обслуживание оборудования. Также, он отметил, что в условиях санкций НТЦ «РЕДУКТОР» стал отечественным центром по редукторной продукции. На базе предприятия реализовано множество проектов по ремонту и импортозамещению редукторов и мотор-редукторов от таких брендов, как Flепdеr, Sew Eurodrive, Nord, Bonfiglioli.

Читать текст выступления

Парубец В.И.:

Коллеги, здравствуйте. Прежде всего хочу сказать: в редукторостроении я уже 55 лет. Начинал в головном редукторном институте в Киеве, работал научным сотрудником по технологии и теории зубчатых передач.

Скажу откровенно — знания в этой области у меня огромные. Когда в России наука в какой-то момент оказалась никому не нужна, в отличие от тех, кто тогда просто прозябал, я уже в 1994 году заявил: буду сам делать редукторы.

Первые два рабочих места собрал из шести поддонов и гвоздей — сколотил столы, и всё. Был сам себе и бухгалтером, и машинисткой. А уже к 2003 году предприятие выросло до 983 человек.

Потом, когда в страну пустили Китай и всех остальных, предприятия, в том числе и вы, начали уходить к зарубежным поставщикам, где был демпинг. Многие редукторные фирмы исчезли. Но тогда и пригодились мои знания. Я начал активно публиковаться и в каждой статье приглашаю к себе на фирму.

Честно скажу: мне кажется, я построил редукторный храм. И приглашаю всех посмотреть, какие у нас технологии. Всё, что пишу в статьях — правда. Благодарю организаторов форума за приглашение выступить уже во второй раз.

В психологии есть такая шутка: чтобы информация усвоилась, нужно выступить семь раз. Так что мне ещё предстоит пять встреч с вами. (Улыбается.)

Смотрю программу форума — вы решаете серьёзнейшие задачи, глобальные. Но вот что касается редукторов — здесь, на мой взгляд, задачи решаются либо слабо, либо не решаются вовсе. Все вроде понимают, что такое импортозамещение, реверс-инжиниринг, но как именно это реализовать — почти никто не знает.

Пытаться решать вопросы замещения редукторов поодиночке, на каждом предприятии в отдельности — бесполезно. Нужна координация.

Уверен, что у вас на кранах стоят типовые редукторы, а значит, типовые и проблемы. Поэтому и снабжение, и ремонт нужно организовывать по-другому.

Предлагаю включить в итоговое решение форума пункт: составить список необходимых запчастей для редукторов на 2025–2026 годы. Конечно, речь идёт о самых быстроизнашиваемых деталях — вы их и сами хорошо знаете. Подготовить их заранее, вложиться, чтобы всё это было на складах.

Когда вы видите, что редуктор на кране "на подходе" — просто берёте готовые детали и быстро чините. Для этого можно — либо вы сами, либо мы совместно — установить на каждый редуктор маячки, чтобы заранее получать сигнал, не доводить до поломки. Так вы избежите незапланированных простоев и больших расходов на ремонт.

Если говорить об импортозамещении, то я в своих статьях описываю два этапа.

Первый — молниеносный. Зарубежные фирмы ушли, а хорошие редукторы остались. Их можно скопировать — если нужно, даже улучшить — и наладить производство в России. Это можно сделать быстро, понятно как.

Второй — перспективный. Он связан с указом президента Владимира Путина от февраля прошлого года. В нём сказано: Россия должна быть первой не только в военных технологиях, но и в абсолютно всех технологических отраслях.

И президент этот год не просто говорит об этом — он настраивает, воссоздаёт науку по всей стране, говорит, что это святая обязанность каждого гражданина — работать так, чтобы Россия была первой. В том числе — и в редукторостроении.

Наш «НТЦ Редуктор» может быть здесь крайне полезным. Мы занимаемся импортозамещением не два года, а 25 лет. Опыт колоссальный. Убедиться в этом можно, приехав к нам — но не "просто посмотреть", а с конкретными вопросами.

Поэтому ещё раз предлагаю включить в решение форума пункт: провести на нашей площадке совещание по коллективной работе по редукторной тематике — и по ремонту, и по применяемым типам редукторов.

По сути, это попытка в какой-то мере воссоздать то, что было в Советском Союзе: централизованное снабжение, планирование. Если есть вопросы — с радостью отвечу. Говорил тезисно и кратко, возможно, что-то упустил. Пожалуйста.

Кузнецов А.Л.:

Спасибо большое. Это, безусловно, внушает определённый оптимизм. Потому что редуктор — это один из самых технологически ёмких и сложных компонентов, и у нас с этим действительно проблемы.

Но хочу отметить один момент. Оборудование, которое мы хотим ремонтировать или модернизировать — оно уже рассчитано на конкретные редукторы. Иногда ставишь редуктор даже от известного, дружественного производителя — а он не работает. Хотя обещали, что будет.

То есть просто взять и "поставить ваш редуктор" — это не так просто. Думаю, вам действительно потребуется не пять, но ещё как минимум несколько встреч, чтобы нас убедить: то, что вы предлагаете — действительно работает.

Парубец В.И.:

Коллеги, кто приедет — тот всё увидит. У нас — супероборудование.

Те, кто понимают в зубчатых передачах, оценят: у нас технологии фирмы Siemens, передача — четвёртой степени точности. Не седьмая-восьмая, как в российских учебниках, а четвёртая, местами пятая.

Динамика — практически нулевая. А это означает, что ресурс повышается в разы. За рубежом это понимают, там эксплуатацией занимаются серьёзно.

По моим наблюдениям, зарубежные редукторы в среднем работают пять лет. Потом начинают сыпаться. Если вы сейчас используете их третий год — у вас осталось два. Потом они начнут выходить из строя один за другим.

Читать текст интервью

35-летний путь ООО «НТЦ РЕДУКТОР»

Валерий Иванович Парубец, генеральный директор ООО «НТЦ «Редуктор», Санкт-Петербург

Начиналось всё с двух рабочих мест, собранных вручную из шести деревянных поддонов. А сегодня — «НТЦ РЕДУКТОР» в Санкт-Петербурге — это современное высокотехнологичное предприятие мирового уровня с обширным парком ЧПУ-оборудования, цифровыми производственными решениями и мощной инженерной базой.

К сожалению, в отрасли не хватает квалифицированных рабочих кадров. Тем не менее, накопленные за десятилетия знания и постоянная адаптация к новым условиям позволили нашей компании не просто выжить, но и стать лидером рынка, тогда как многие конкуренты исчезли.

По уровню технологических решений в области зубчатых передач мы не уступаем таким международным гигантам, как Siemens или Flender. При этом активно развиваем импортозамещение — а потребность в этом сегодня в России колоссальна.

Что мы производим?

Определить чёткий список типов редукторов, которые мы выпускаем, невозможно — к нам ежедневно обращаются сотни клиентов, и у каждого — своя задача. Все они приходят с различными моделями, часто с уникальными экземплярами. Мы принимаем любые редукторы и выполняем как ремонт, так и полное восстановление.

За последние годы зарубежные производители фактически вытеснили с рынка старые советские редукторы, «линейки» которых сейчас просто исчезли. Зато появилось огромное разнообразие импортных изделий — от Японии и Китая до Германии, Англии, Финляндии и Турции. Каждый бренд использует собственную номенклатуру и стандарты.

Сегодня, когда закупка новых редукторов за границей затруднена или вовсе невозможна, предприятиям нужно надёжное решение внутри страны. Мы говорим им: привозите редуктор — мы восстановим всю техническую документацию и разработаем точную инженерную копию. Это и есть реверс-инжиниринг — проектирование по готовому образцу.

Ранее этот путь успешно прошли китайцы, сумевшие быстро скопировать и локализовать многие мировые образцы. Мы предлагаем воспользоваться тем же подходом — он эффективен, понятен и позволяет в кратчайшие сроки выйти на уровень мировых стандартов.

Но наша цель — не просто повторить, а превзойти. За эти годы мы разработали ряд уникальных зубчатых технологий, по качеству превосходящих зарубежные аналоги. И если раньше в них не было потребности — сегодня она огромна.

Рост на волне санкций? Абсолютно.

Санкции действительно стали толчком. В марте 2025 года объём отгрузки продукции у нас вырос почти в пять раз. Если раньше мы выполняли заказы на 20 миллионов рублей в месяц, то в марте — уже на 170 миллионов.

Это далеко не предел. Потенциал рынка намного выше. Мы постоянно развиваемся, закупаем современное оборудование — преимущественно в Китае, где уровень техники уже достаточно высок.

У нас много публикаций в профессиональных изданиях. В каждой статье мы открыто приглашаем специалистов к себе на предприятие. Многие приезжают, лично убеждаются в нашем технологическом уровне — и становятся нашими постоянными партнёрами. Объём заказов постоянно растёт.

Есть ли редуктор, который вы не смогли бы заместить?

За 25 лет работы — не было ни одного. Мы успешно восстанавливали и модернизировали все модели, включая самые сложные. Более того — мы не просто повторяем, но усиливаем конструкции, улучшая эксплуатационные характеристики.

Как говорится, «глаза боятся — руки делают». Только взявшись за дело, понимаешь, что задача вполне выполнима.

Главной целью является обеспечение непрерывной и эффективной работы портовой инфраструктуры через координацию и планирование производства и ремонта редукторов. Для достижения которой был предложен план действий:

  • Для повышения конкурентоспособности производства необходимо объединение усилий.
  • Предложено провести на базе НТЦ «РЕДУКТОР» собрание портовиков для создания национальной базы данных редукторов, используемых в морских терминалах.
  • Важна системная работа по стандартизации и запасам запчастей, установке датчиков износа для своевременного обслуживания.

 

Разместите свой заказ в НТЦ «РЕДУКТОР»!

Мы быстро решим ваши проблемы, обеспечим надежность и безопасность портовой инфраструктуры. Доверьтесь профессионалам — вместе создадим устойчивое и эффективное будущее для вашей компании!

Заявка на подбор оборудования